Бумажный солдат 

04 мая
2014
Бумажный солдат
Категория: Фильмы, Драма, Отечественные
Год: 2008
Режисер: Алексей Герман мл.
В ролях: Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова, Анастасия Шевелёва
Большинство не досмотрит этот фильм и до середины, и только самые стойкие получат истинное удовольствие. Очень тяжёлый фильм. Оставляет после просмотра массу впечатлений.

Картина описывает шесть недель жизни Даниила Михайловича Покровского, доктора, проверяющего космонавтов перед первым полётом. Здесь поднимаются две больные темы: смерть и любовь. Но не глобально, а конкретно для этого человека, в его жизненной ситуации. Ставится серьезная проблема выбора между женой и любовницей, и невозможность его сделать.

Главный актёр Мераб Нинидзе – Даня, не любит никого: ни жену (Москва), ни любовницу (Байконур), ни коллегу по работе Анну. Его любят 3 женщины. Он любит только себя. Он очень устал от жизни и постоянно сомневается в себе: взять хотя бы его диссертацию, которую он защитил как докторскую, и всё равно не может поверить в свой успех. Ребенок, который бежит от реальности играет чужими судьбами, катается на велосипеде, надевает на голову скворечник и смотрит в бинокль на зрителя. Ему дважды видятся его родители. Люди, потерявшие родителей из-за репрессий и войны, хотели свидеться с близкими и дорогими людьми хотя бы во сне. Бесстрастный и безжалостный к близким людям, одновременно страшащийся погубить чужую жизнь – жизнь космонавта. Периодически то один, то другой ученый или военный подходит к коллеге и говорит: «А мы же на смерть человека посылаем». Коллега отвечает трагическим молчанием.

От этих переживаний у Даниила постоянно болит голова – как в наказание за его бессердечность к женщинам. И он испытывает озноб. Да и всё в фильме пронизано чувством холода. Здесь нет лета. Интересно, что предварительно название фильма было «Отряд», но, конечно же «Бумажный солдат» подходит больше. Даня – такой солдат, как в песне Булата Окуджавы: «Он переделать мир хотел, чтоб был счастливым каждый. А сам на ниточке висел, ведь был солдат бумажный… Огонь, ну что ж, иди, идёшь. И он шагнул однажды. И там сгорел он не за грош, забыв, что он бумажный…». Фильм о сгоревшем человеке. Сгоревшем от фундаментальных расхождений внешнего и внутреннего, идеалов и реалии, слов и дела.

В момент встречи с любовницей Верой Дане показалось, что его пальцы пахнут гарью, это горит его будущее. Зритель обратит внимание на частое появление огня в кадре. Горят сталинские дома - бараки, горит космонавт Валентин Бондаренко по случайной оплошности, горит топливо и пачками сигареты. И наконец, в конце фильма сгорают человеческие идеалы: вера в свободу своей страны, вера в то, что полёт человека в космос откроет новые горизонты для страны и мира в целом.

Юрий Гагарин лежит на полу в ванной в слезах по ушедшему другу, прижимая к груди подушку, и только после стакана водки приходит в себя. Этот кадр незабываем - интересное режиссерское решение: съёмка снизу из-за двери сидящих на полу людей. Дверь начинает закрываться, а камера продолжает работать. Кандидаты в космонавты называют друг друга «лайками», поскольку не очень верят в возможность выжить в замкнутом пространстве космического корабля. Перед стартом Гагарин и Титов в скафандрах катаются по грязи на велосипедах, в паузах разучивая официальную речь, которую говорят на камеру.

Чулпан Хаматова в роли жены Нины воплотила на экране одновременно и собирательный образ целого поколения, и непонятный женский характер. Сдержанная игра, мало эмоций. Жёсткая и рассудительная, наивная и романтичная, пытающаяся разобраться в том, что происходит с ней, с людьми и со страной в целом. Интроверт, стойко переносящий страдания солдат, не сдающийся без боя, идущий до конца. Всегда аккуратная и ухоженная. Жена, которая очень хочет детей и старается привлечь к себе внимание любимого мужчины необычным способом: переодевается в коричневое платье с белым фартуком – это праздничная школьная форма (в будни девочки ходили в черном фартуке). Старшеклассницы носили ее до середины 1980-ых, а младшие ученицы почти до распада СССР. Она тоже врач и работает вместе с мужем, курит «Беломор», называет Ленина «кровопийцей и немецким шпионом», ругает Советскую власть, космическую программу, потому что «все ваши ракеты – чтобы бомбы возить».

Но в её образе недостаёт целостности. Как такой человек мог пригреть любовницу мужа в своём доме? Женщину, к которой Нина не испытывает ни капли уважения. Это скорее недочёты сценария.

Бумажный солдат

Вера – Анастасия Шевелёва – прекрасная игра подглуповатой деревенской девушки, безоглядно влюбившейся и бегающей за своим мужчиной с растрёпанными волосами и беспокойными глазами. Ходит по грязи в резиновых сапогах, гоняет собак, покупает у солдат краденую казенную ванну. Узнав о наличии супруги у своего «парня из Москвы» она бросается ему в ноги и плачет. Всё что делает актриса настолько естественно и хорошо, что, пожалуй, её небольшая роль достойна большой похвалы.

Знаменательно, что Нина ближе к титрам очень коротко стрижётся, она проживёт недолго: в космической отрасли было много радиации, а Вера наоборот носит шиньон. Их взаимоотношения напоминают отношения жены и любовницы Бунина в "Дневниках его жены".
На примере двух главных героинь можно научиться любить по-настоящему. Это сила характера русских женщин. Почему женщины любят тех, кто причиняет им боль? Почему им так нравиться когда нас отталкивают? Почему они бегут вслед за теми, кто их бросает? Самоотдача и мазохизм - безусловные свойства русского женского характера.

Жизнь 60-х показана здесь через призму дружеских посиделок с выпивкой и интеллектуальными беседами, хотя с каждым годом напитки становились все крепче, а слова – короче: тяжело было признать, что надежды целого поколения обратились в прах… У друга Покровского постоянно неполадки с часами, это тоже очень знаково – времена меняются. В начале фильма они спешили, а в конце он купил новые, а они и вовсе остановились.
Позиция СССР в начале 1960-ых выглядела великолепно: международный авторитет был высок; большинство поддерживало власть; была сильная армия, разведка; наука, техника, образование и спорт стояли на самых передовых позициях в мире, а искусство не смогла уничтожить даже жесточайшая цензура. Всё закончилось плохо, потому что экономический строй был изначально неверен. Неясно лишь одно, почему в фильме так часто молятся, читая наизусть «Отче наш», в СССР не было религии, как и секса, зато был комсомол. Скорее всего, так Алексей Герман – младший старался добавить драматизма: "Мне показалось интересным снять фильм с другим дыханием. Это не значит, что у меня такая оптимистическая производственная ретродрама. Но просто мне казалось по ощущениям, по музыке, по живописи, по кино, что тогда само по себе понятие времени, в индивидуальном его ощущении, было немножко другим, чем сейчас. Вообще начало 60-х годов — более глубокий вдох, мы дышали глубже".

Бумажный солдат

Обстановка достоверно передана одеждой, транспортом, домашним убранством и погодой. Бескрайние поля, скот, собаки и верблюды, тракторы, железная дорога, распакованные ящики, коробки, портрет Сталина с подсветкой поднимающийся в цене. У женщин причёски с шиньоном. Тренировочные костюмы космонавтов. Байконур в фильме представляет собой поле в лужах и грязи, где застревают грузовые «ЗиСы». Всё это действительно отправляет нас в прошлое, то время, по которому старшее поколение испытывает сейчас ностальгию.

Странно, что эту картину сняли сейчас, а не лет 30 назад. Её сложно сравнивать с другими, в ней есть приглушённый свет и серые краски советского кино, мало ярких пятен, разве что красные скафандры космонавтов и горящие дома. Все свои призы она получила заслужено, так как неповторима. А закадровый голос Валерия Филонова создаёт впечатление чтения книги, а не просмотра кино.

Когда друзья Дани в конце фильма кричат "Ура" и подбрасывают платки в воздух, становится тяжко. Настолько бессмысленны и в то же время сильны эти крики. Крики, разрывающие сердце. Крики души, передающие и боль утраты и гордость за родину и отчаяние, что ничего в этой стране нельзя изменить.

Ближе к финалу главный герой умирает, так и не узнав, что Гагарин слетал в космос благополучно. Перед смертью он укатит на велосипеде от своих женщин на целую ночь, они конечно глаз не сомкнут - будут искать его. А на утро во время запуска ракеты он вернётся и снова уедет за барак, а обратно велосипед приедет уже без него. Позже Нина с Верой долго будут осознавать его смерть. Положат в кузов грузовика, а люди вокруг будут радоваться прорыву в космос, а ученые плакать, говоря умильно: «Взлетел, аки ангел»… Так боль и радость смешиваются в одно целое: полёт двух душ.

Это серьёзное не игровое кино. С вдумчивыми диалогами и неожиданной развязкой. Социально – психологическая драма, в финале которой не меняется жизнь, но изменяются герои. Собравшись на даче, уже в 70-е, они (интеллигенция) думают, где купить импортную стенку, ковер или как уехать за границу.

Награды:
• 2008г. - Приз "Серебряный лев" за лучшую режиссуру на 65-м Международном венецианском кинофестивале(Алексей Герман-мл.).
• 2008г. - Премия "Озелла" за лучшую операторскую работу на 65-м Международном венецианском кинофестивале (Максим Дроздов, Алишер Хамиходжаев).
• 2008г. - Национальная премия кинокритики и кинопрессы "Белый Слон" за лучшую режиссуру (Алексей Герман-мл.).
• 2009г. - Премия "Ника" за лучшую режиссерскую работу (Алексей Герман-мл.).
• 2009г. - Премия "Ника" за лучшую операторскую работу (Максим Дроздов, Алишер Хамидходжаев




Обожаете фильмы подобного жанра и хотите посмотреть еще пару кинокартин, похожих на "Бумажного солдата"? В таком случае, я рекомндую Вам посетить kinocox.net! Здесь представлена обширная библиотека фильмов различных жанров, которые Вы сможете посмотреть в онлайн-режиме!

Поиск по сайту