Край 

20 ноября
2013
Край
На краю
Сюжет фильма «Край» Алексея Учителя нельзя назвать посредственным или обычным. В сибирский поселок Край, вольное поселение, где проживают "враги народа", приезжает с войны контуженый солдат Игнат. Паровозы – его страсть. Здесь он сразу находит себе женщину и ему доверяют в управление паровоз. Но после гонок с другим машинистом начальник поселка грозится отдать Игната под суд и отстраняет от управления любимым транспортным средством. Он уходит в лес, где находит себе новый паровоз и новую женщину, беглую немку, с которой в поселке будет много хлопот. В итоге они остаются вместе.

Вроде бы всё просто в этом фильме. Сцены жизни немного грубы, но реалистичны. Люди, заброшенные сюда судьбой, строят железную дорогу, валят лес, растят детей и просто живут так, как им позволяет место и время. Что касается времени, то только его условиями можно объяснить странное и даже порой жестокое поведение жителей. При просмотре всё кажется лаконичным и оправданным, но после начинаешь задумываться, а для чего в богом забытом месте три паровоза?! И вообще, складывается ощущение, что машинисты прокатывают уголь зазря. Как может советский солдат позволить себе собственный паровоз, за какие такие привилегии?

Край

Таким привилегированным советским солдатом является Игнат, который с самого своего появления вызывает уважение. И опять же неясно - почему? Он бьёт по лицу ни в чём не виноватого немца, кричит на всех, грубит… Но может именно эта прямолинейность и привлекает? Дальше симпатия лишь увеличивается. В принципе Игнату, как и всем в этом месте, терять нечего, они и так на краю, но не все позволяют себе такое поведение. Позже мы понимаем, что не ко всем он относится как к волкам. В Эльзе он нашёл человека, с которым можно общаться. И по иронии судьбы девушка оказалась представителем той нации, которую машинист так яро ненавидел. Может быть, таким развитием сюжета режиссёр хотел сказать нам, что принадлежность к той или иной нации не делает человека автоматически проклятым или святым. Главное – душа, которая у Эльзы непременно есть и которая непременно чиста. Она такой же несчастный человек, попавший под колёса войны. Да и война эта, в принципе, прошла мимо неё, но натерпелась она от неё не меньше. Сначала своевольное заточение в лесу, после этого обозлившиеся на неё люди. Сначала Эльза не совсем понимала почему, но по прошествии времени, всё осознав, девушка не падает духом и отстаивает своё право не просто жить в Краю, а жить вообще. Обозлённые люди, как тупая необразованная толпа, увидев немку, подействовавшую на них как красная тряпка на быка, уже ни о чём не думают, лишь бы изжить её. А если подумать хоть немного, неужели непонятно, что бедная девушка такая же жертва войны и она не виновата в смерти миллионов русских солдат!

Край

Нельзя не отметить замечательную игру актёров. Отличительная особенность героев Учителя – они не выглядят как клише, актёры настолько сжились со своим героем, что не выглядят нелепо или неестественно. Мы действительно верим, что это вовсе не извечно брутальный и мужественный Владимир Машков, а никто иной, как машинист Игнат. И сыграть настоящую русскую женщину Юлии Пересильд удалось так, что, смотря на её героиню, мы не представляем в этот момент её ни в каких других актёрских перевоплощениях. Одним словом, актёрский состав режиссёр подобрал довольно сильный, чего стоит только увидеть в титрах неподражаемого Сергея Гармаша или Алексея Горбунова.

Обычно, когда слышишь слово «край», сразу вспоминаешь словосочетание «край света», какой-то романтикой веет от него. Но в фильме Учителя мы видим совсем другой край – край жизни многих людей, большинство из них, скорее всего, проведёт тут всю жизнь, и дело не в географическом расположении посёлка - всю жизнь они будут на краю. Будут противостоять насколько это возможно реальности, режиму и друг другу. И почему так, режиссёр не объясняет. И не нужно, в итоге всё и так становится ясным.

Поиск по сайту