Жанровая система голливудского кинематографа 

28 февраля
2014
Жанровая система голливудского кинематографа
Кинематограф является относительно новым видом творчества, история которого, в сравнении с тысячелетней историей живописи, театра или музыки, весьма коротка. Однако, это не мешает ему, на протяжении полувека, оставаться наиболее популярным видом искусства.

История кино начинается в XIX веке с изобретения двух братьев французов — Огюста и Луи Люмьер. «Синематограф» - так называлось их устройство. Аппаратура братьев не была первой в мире, однако, именно их изобретение позволяло с легкостью снимать и демонстрировать фильмы на экране.

Жанровая система голливудского кинематографа
Киносеанс в «Гранд Кафе»

Рождением кино принято считать дату первого публичного киносеанса, состоявшегося 28 декабря 1895 года на Парижском бульваре Капуцинов, в подвальном помещении «Гранд Кафе». Принято считать, что первым публике был показан фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота», но это был лишь один из первых четырех фильмов. Первым фильмом, который увидели зрители стала короткометражная лента «Выход рабочих с фабрики». Давайте посмотрим этот "киношедевр":


Интересно, что при первом просмотре фильма, в котором поезд прибывал на станцию, посетители в испуге выбежали из зала, полагая, что поезд настоящий.

Жанровая система голливудского кинематографа
Братья Люмьер - Луи (справа) и Огюст (слева)

Однако, в начале, был все же кинематограф, а не кино в современном понимании этого слова. Сперва, кинематограф тиражировался как кинохроника (так трактовали его сами братья Люмьер) или же как развлечение (как считало большинство обывателей). О сюжетном кино тогда еще не задумывались.

Первым, кто увидел в кинематографе большее, нежели «движущиеся картинки», был Жорж Мельс (он же Мельес) — директор одного из театров Парижа. Именно он оценил возможности нового изобретения, увидев способность кинематографа расширить возможности театральной сцены. И именно он стал первым использовать при съемках сценарий, трюки и спецэффекты. По сути Мельс стал основателем кинематографа как отдельного искусства.

Жанровая система голливудского кинематографа
Жорж Мельс

С тех пор в кино определяют две линии: «Люмьера» и «Мельеса». Считается, что первая линия, «реалистическая», явилась толчком к развитию кино документального , а вторая, «зрелищная» линия - художественного.

Жанровая система голливудского кинематографа
Студия Жоржа Мельса в Монтрё

Стартовав короткометражным роликом длительностью в пятьдесят секунд, уже к концу первого десятилетия XX века, кинематограф, развился в отдельную индустрию. В 1908 году во Франции появилось понятие художественного фильма «фильм д'ар». И это не удивительно, ведь, на то время, Франция являлась основным поставщиком фильмов (к 1910 году 70 процентов фильмов производилось во Франции).

Вскоре перспективы зарождающегося кинобизнеса оценили и в других странах, в первую очередь, таких как: Великобритания, Германия, США. Например, в 1915 американцем Гриффитом был снят фильм «Рождение нации» продолжительностью в 3 часа. Фильм пропагандировал расизм, но тем не менее имел огромный успех. Тогда его просмотрело более 100 миллионов человек, принеся создателям колоссальные кассовые сборы.

Жанровая система голливудского кинематографа
Неподражаемый Чарли Чаплин. Кадр из фильма "Малыш"

Подобный успех был замечен и оценен. В 1920 годах в США зарождается целая киноиндустрия и параллельно начинает формироваться стандартная голливудская система, где продюсер отбирает и приобретает сценарий, по которому и снимается в дальнейшем фильм. Затем выбирает и приглашает режиссера, актерский состав (предпочитая уже известных и популярных актеров «звезд»). Тогда же происходит становление массового жанрового кино, у истоков которого стали комедиограф М. Сеннет (у него, кстати, дебютировал Ч. Чаплин), Д. У. Гриффит, создатель вестернов Т. Инс, актеры М. Пикфорд и Д. Фэрбенкс, прославившиеся в первых фильмах, снятых в жанрах мелодрамы и приключенческого кино.

Основа существующих сегодня жанров - именно эти три направления времен зарождения киноиндустрии (комедия, мелодрама и авантюрный фильм, иногда - феерия).

Жанровая система Голливуда периода «золотого века»

Разделение голливудских фильмов на жанры, как и в любом другом виде искусства, имело свои предпосылки.

Понятие киножанра формировалось одновременно со становлением студийной системы Голливуда. Это было необходимо для систематизации кинолент, облегчения их производства и продажи на рынке.

Жанровая система голливудского кинематографа
Кадр из к/ф «Певец джаза»

Вскоре появились звуковые киноленты, с которыми связывают начало «Золотого века» Голливуда. (Первой является картина «Певец джаза», 1927 год). Интересно то, что в этом фильме озвучили лишь несколько минут вокального пения— в остальном это был стандартный немой фильм. Вскоре новая технология получила большую популярность и к 1930 году звуковые фильмы снимали повсеместно. Кстати, именно благодаря фильму «Певец джаза» возник такой жанр как мюзикл.

Жанровая система голливудского кинематографа
Постер к фильму «Касабланка»

«Золотой век» Голливуда стал временем большого разнообразия жанров — снимали анимационные фильмы, фильмы-сериалы, новостные ролики, комедии, мюзиклы.... Было снято множество фильмов по произведениям классических произведений — «Касабланка», «Унесенные ветром», «Кинг-Конг», «Волшебник из страны Оз», «Гражданин Кейн» и т.д.

Начавшая формироваться еще в эпоху немого кино, система студий по-настоящему образовалась именно в этот временной отрезок. Это были студии из «большой пятерки» (MGM, Warner Brothers, RKO, Paramount и Fox) которые владели собственной сетью кинотеатров и студии «маленькой тройки» (Columbia, Universal, United Artists), которые не могли себе позволить этого, а потому полагались на независимые кинотеатры. Каждая студия выпускала фильмы определённого жанра: Paramount Pictures специализировалась на комедиях, на фильмах ужасов - Universal Studios, Metro-Goldwyn-Mayer снимала мюзиклы...

Для классического Голливуда этого периода вообще характерна детальная и четкая система жанров:
1. Комедии ( братьев Маркс, М. Линдера, Ч. Чаплина и Б. Китона); в том числе:

- лирические кинокомедии Э. Любича и Дж. Кьюкора,
- бурлескные комедии Ф. Капры и Х. Хоукса.


2. Различные мелодрамы с участием Д. Сирка и Эррола Флинна.
3. Вестерны Х. Хоукса и Джона Форда.
4. Фильмы-нуар с Х. Богартом и Б. Стэнвик.
5. Мюзиклы с Джином Келли и Фредом Астером.
6. Криминальные триллеры А. Хичкока и др.

Естественно, что, в первую очередь, зритель связывал определённые жанры с конкретными актёрами: с вестернами - Джона Уэйна, с гангстерскими фильмами - Джеймса Кэгни, с ужасами - Белу Лугоши, а Барбару Стенвик с мелодрамами. Позднее жанры фильмов, да и сами амплуа актеров стали куда более многогранными и гибкими.

В период «Золотого века» Голливуда, между 1930 годами и началом 1950 годов, собственно и сложилась поныне существующая система производства фильмов и их основных жанров.

Жанровая система «Нового Голливуда»

Новая эпоха в голливудском кино началась в конце 1960 годов — с крахом студийной системы и закончилась в конце 1970 годов. Хотя некоторые исследователи склонны считать, что явление «Нового Голливуда» все же началось раньше — с 1948 года, после так называемого «решения о Paramount», когда студия была вынуждена продать сеть своих кинотеатров, тем самым совершив важный шаг к развалу «системы вертикальной интеграции». Есть мнения, что стоит признать наличие двух этапов «Нового Голливуда». Первый приходится на 1960—1970 годы, второй начинается в 1990 году — с создания Time-Warner (первой корпорации, объединяющей медиа-бизнес и кинопроизводство). Так что вопрос о периодизации все еще дискуссионен. Мы для удобства возьмем последнюю версию.

«Новый Голливуд»

Жанровая система голливудского кинематографа
Кадр из к/ф «Бонни и Клайд», 1967 год

В условиях отказа кинозрителей от кинотеатров в пользу телевидения, серьезных общественных потрясений в американском обществе и сексуальной революции, заинтересованность в шаблонных студийных фильмов с участием «звёзд» кино сходила на нет с катастрофической скоростью. Многие, даже крупные, киностудии были фактически на грани разорения. Босы киноиндустрии не могли понять, -какое кино хочет видеть молодёжь. В виде эксперимента руководителями больших студий было принято решение предоставлять возможность поработать молодым режиссёрам. Вскоре приглашать таковых для съёмок кинофильмов стало модно, учитывая что они умели укладываться в более чем скромные бюджеты. Волна необычного, нового и откровенного кино захватила зрителей, продержавшись в Голливуде до начала 1980 годов. Ярким образцом такого кино — иконой «Нового Голливуда», можно считать фильм «Бонни и Клайд» 1967 года, после которого, в журнале Time, в статье под названием «Новое кино: жестокость, секс, искусство» звучит удачный термин «Голливудский ренессанс». В статье говорилось, что эта картина устанавливает новые стиль, тренд, формальные и тематические инновации.

Последующие фильмы, над которыми работали молодые режиссёры, все более явно игнорировали базовые традиционные жанры (появлялись ревизионистский вестерн, нео-нуар и т. п.), использовались методы европейского авторского кино, вводились тематика и стилистика, которые шли наперекор сложившимся студийным голливудским жанрам. Снятые с крупным бюджетом и в студийных условиях фильмы Ф. Ф. Копполы, Стэнли Кубрика, Романа Полански, Мартина Скорсезе, Роберта Олтмена, Вуди Аллена, отличались исключительно высоким художественным уровнем, что позволяло рассматривать их как новые и необычные авторские высказывания.

Жанровая система голливудского кинематографа
«Звёздные войны» Дж. Лукаса - фантастическая сага, армия поклонников которой увеличивается с каждым годом. И это не смотря на то, что первый фильм (Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда) серии был снеят еще в далеком 1977 году!

Однако интерес к подобным экспериментам начал пропадать к концу 1970-х после неудачи в прокате нескольких экспериментальных крупнобюджетных проектов (например «Врата рая», 1980г.) Поскольку к тому времени основную прибыль приносили научно-фантастические либо остросюжетные блокбастеры Дж. Лукаса («Звёздные войны») и Стивена Спилберга («Челюсти»), руководство студий вновь решило полагаться на проверенные успешные коммерческие рецепты. Период интенсивного художественного экспериментирования в истории Голливуда подошёл к концу.

Таким образом мы видим, что «Новый Голливуд» характеризовался постоянными экспериментами в комбинациях существующих жанров кино и создании новых. Как емко определил Питер Крамер — это было «американское кино, навеянное «новой волной», характеризовалось «сложным нарративом, акцентированием кинематографических приемов, склонностью к жанровым гибридам и отсутствием запретных тем». Ориентированный на молодое поколение, «Новый Голливуд» отличался изображением зрелищного насилия. Это было время не только поиска новых жанров, но и огромной авторской свободы, вновь ограниченной к концу 70 годов. Это позволяет провести черту между «Новым Голливудом» и так называемым «Новым-Новым Голливудом», который, в свою очередь, характеризуется как «эпоха блокбастера», — время консерватизма и аполитичности, продолжающаяся, кстати, и по сей день.

Современный Голливуд, как заметил Джон Белтон, — это «провал нового»: «стилистически молодой и изобретательный, но политически консервативный».

Говоря о системе жанров в Голливудском кино исследователи отмечают, что четко определенной системы жанрового кино сегодня не существует. Иными словами в современном кино нет общепринятого набора жанров (как в живописи например), которыми можно было бы четко классифицировать все кинофильмы. Более того, большинство художественных фильмов можно смело отнести сразу к нескольким жанрам. Если жанры голливудских кинофильмов были относительно четко были разграничены в период «Золотого века» (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), то с начала «Нового Голливуда», они становятся гибкими, все менее определёнными и нередко взаимопроникают, не смотря на сформировавшиеся стереотипы и шаблоны. Популярные формы преподнесения сюжета трансформируются в клише, а традиционные и устоявшиеся жанры приобретают новые оттенки, толкования, тенденции и особенности исполнения.

Сегодня жанровая система голливудского кинематографа — это просто распределение фильмов по определенным направлениям на основе их формы, стиля или содержания. Многие из них могут быть с легкостью отнесены к таким категориям, как приключения, боевик, мелодрама, триллер, детектив или комедия... Но, конечно, большинство голливудских фильмов уже не укладываются строго в эти рамки, поэтому список весьма условен и может применяться система деления фильмов по группам, в которой одна лента относится к нескольким «жанрам» одновременно.

Естественно, говорить о такой системе жанров Голливудского художественного кино можно лишь при высокой степени условности. Эта система, скорее образовалась естественным образом - в результате мнения кинозрителей и на основе личного опыта, чем в киноведами в их исследованиях. Но, тем не менее, она широко распространена и общепринята. Образцом такого деления является жанровая система IMDb, которая, по сути, с успехом используется в голливудской киноиндустрии, являясь образцом практического подхода в определении киножанра.

Многие исследователи вообще ставят под сомнение сам факт возможности создания полноценной и объективной классификации, отличной от существующей сейчас. При этом выделяют четыре основные проблемы - поиск жестких критериев конкретного жанра, объем его использования, четкость определения, которая позволяет относить ленту одновременно к нескольким жанрам, а также проблема достаточно скоропостижного изменения тенденций с течением времени.

Я соглашусь, что в условиях, когда различные течения тесно переплетаются, проникают друг в друга, порождая новые направления, а новая жанровая формула является креативным решением ее создателя, - четкую жанровую систему в Голливудском кинематографе сформировать невозможно.

Сегодняшняя жанровая система Голливудского кинематографа представляется мне неким подвижным и самодополняющимся конгломератом, в котором «любой жанр может заимствовать специфические особенности других жанров и существенно менять свой строй и облик».

Поиск по сайту

БизнесБас. Недорогая развозка сотрудников к месту работы и обратно. Санкт-Петербург.