Doom 

03 марта
2014
Doom
Категория: Фильмы, Ужасы, Боевик, Триллер, Фантастика
Год: 2005
Режисер: Анджей Бартковяк
В ролях: Дуэйн "Скала" Джонсон, Карл Урбан, Розамунд Пайк
Как известно, в наше время компьютерные игры давно перешагнули черту простой и непритязательной разлекаловки обладателей компьютеров. Сегодня существует масса людей, для которых это уже хобби, непременное времяпрепровождение после «отбоя», чуть ли не образ жизни. Это геймеры. Люди, играющие в игры чуть ли не профессионально. Они представляют собой не только некую общность, но и целый сегмент рынка, который с каждым годом стабильно растёт и исчисляется уже миллиардами долларов. И именно для этих людей делаются новые игры, тратятся колоссальные бюджеты.

А удачно получившийся трэйдмарк эксплуатируется вовсю. Сначала, уже давно по меркам компьютерщиков, игры делались по мотивам фильмов. Сегодня тенденция чаще обратная – уже удачно сделанную игру экранизируют. Что хорошего из этого получается, попытаемся рассмотреть на примере малорекламируемого фильма «Doom». Малое количество рекламы объясняется легко – что такое игра «Doom», и каково её влияние на индустрию компьютерных игр, объяснять приходится редко, поэтому не буду. По замыслу создателей фильма, ленту должен был посмотреть фактически каждый поклонник легендарной игры. И надо сказать, их замысел удался, недостатка в зрителях кинотеатры не испытывают, а если еще учесть, что основными посетителями кинозалов во многих странах является молодёжь, то вариант вообще беспроигрышный.

Для того чтобы разглядывать фильм под микроскопом осознания увиденного, надо сразу сделать одну оговорку. Берясь за экранизацию или постановку фильма по мотивам чего-либо, всегда нужно понимать до конца то, что было взято за основу. От этого полностью зависит успех, нужно начать думать хотя бы примерно так же, как думает целевая аудитория. Иначе ждёт провал, ожидания людей не совпадут с увиденным, и придётся отмазываться фразами типа «переосмысление первоисточника», «переработка сюжетных линий под кинематограф» и так далее. Не надо ничего переосмысливать, перерабатывать и додумывать! Первоисточник в подавляющем большинстве имеет самодостаточный сюжет и представляет собой вещь законченную. Поэтому всяческие переделки прощаются только мэтрам своего дела, ведь они хотя бы в состоянии сделать при этом что-то удобоваримое. Примеров тому масса. Удачные – экранизации «Властелина колец» или «Собачьего сердца», неудачные – практически все западные экранизации русской классики, «Ночной дозор» и много других.

Doom

Что нужно было сделать в данном случае? Нужно было играть в Doom. Нужно было осознать то, что господин Кармак (создатель игры, а не персонаж фильма) заложил в него, чем отличается эта игра от многих похожих. А заложил он туда, прежде всего, атмосферу. Атмосферу безумия, общего психоза и тотального ужаса, вкупе с кромешной темнотой. Но, создатели современных блокбастеров класса «мейнстрим», видимо, не хотят понимать ничего. Наверное, они думают, что бюджетом и спецэффектами можно прикрыть недоделки, касающиеся сути, и зритель ничего не заметит. А вот и нет, так можно снимать сюжет, придуманный именно и изначально для фильма, а не тот, который был придуман и воплощён (да еще и удачно) другими людьми и в другом месте. Именно эту ошибку и совершила команда сценаристов и режиссёров фильма. Они не воплотили на экране именно атмосферу. Может, и поняли, но не воплотили. И надо сказать, что это ошибка в корне, в самом начале, на фундаменте. Дальше всё пошло исключительно по неправильному пути. В общем, после этого, если знать наперёд, фильм можно и не смотреть. Но если уж вы всё-таки решились, то наберитесь терпения и нервов. Нет, нервы Вам понадобятся не для переживаний за судьбами героев происходящего на экране, они Вам будут нужны для того, чтобы вытерпеть этот шедевральный по своей провальности опус.

На что принято обращать внимание, если рассматривать фильм только с технической точки зрения? Правильно, на картинку, звук, грим, декорации, в общем, всё то, что именно видишь и слышишь. Актёры уже другой разговор, это люди, и это отдельная часть фильма. Сразу скажу, что играть тут было особо нечего, поскольку переписанный сюжет (да и оригинальный) не располагает к каким-то перипетиям мелодраматического характера, тут всё «стандартно» для изделия типа «экшен». Сценарист, было, попытался что-то накропать про отношения брата и сестры, но сделал это опять же настолько штамповано, что назвать это диалогами как-то язык не поворачивается. Да и с остальными персонажами тоже всё обычно, типичная команда киношного спецназа – волевой и слегка сумасшедший командир, невротик-психопат, молодой, громила с «вулканом» (это пулемёт такой тяжёлый), набожный со своими причудами и собственно самый положительный, по совместительству брат другой героини. И массовка, тоже скопированная, - сначала пугливая, потом очень буйная и кусачая.

Разбирать это смысла особого нет, поэтому давайте сразу посмотрим по пунктам. Пункт первый – картинка. Надо сказать, что оператор стал, пожалуй, единственным профессионалом из всей съёмочной команды. Камера работает очень прилично, двигается в тему и ведёт себя «как надо», тут претензий никаких. Гримёры тоже постарались – зомби вышли колоритные.

А вот декорации… Я не знаю, что помешало сделать распечатки скриншотов из игры и нарисовать на картоне или на компьютере (не забываем о бюджетах современных блокбастеров – на этот было потрачено 70 миллионов долларов) то же самое. Получилась парадоксальная во многом вещь – программисты нарисовали для игры текстуры лучше, чем декораторы сделали свою работу для фильма. Продешевили? Вполне, потому что экранизировали именно современную игру, где качество изображения является уже неотъемлемой частью продукта. Уж как можно было это не понять, не додуматься? А уж знаменитая темнота и вовсе отсутствует, в этом плане на Doom больше похож «Чужой», который снимали еще в 1979, 1985, 1992…

Идём дальше – звук. Звук в фильме тоже не радует. Кстати, именно его качество во многом повлияло на отсутствие атмосферы в фильме. В итоге, зрители не просто не услышали многое из того, что нужно и могли бы, но и лишись ощущения давящего гула закрытых тёмных помещений марсианского отделения корпорации UAC, ощущения спёртого, прошедшего многократную регенерацию, полустерильного и насыщенного запахом крови воздуха. Короче говоря, если всё это подытожить, то фильм снят просто плохо.

Если немного коснуться сюжета, который подвергся, чуть ли не таким же экспериментам, что и подопытные в фильме, то можно отметить такую вещь. Начало в фильме явно затянуто. Примерно час из полутора зритель наблюдает нечто невнятное. А вот ближе к окончанию создатели сделали «ход конём». Видимо понимая, что так снимать про Doom всё-таки нельзя, они решили сделать пятиминутную врезку стрельбы от первого лица. Да, камера смотрит именно так, как персонаж с автоматом своими глазами. Кстати, люди в кинотеатрах заметно оживляются на этом моменте. Наверное, вспоминают свои «похождения». Ну что тут скажешь, умнее ничего придумать было нельзя. Это был, пожалуй, единственный вариант спасти фильм. Более того, это будет самый обсуждаемый тинэйджерами момент, готов поспорить. Потому как рассказать об этом фильме будет больше нечего, ведь даже концовку создатели умудрились сделать настолько шаблонной, уже приевшейся, что смотреть на неё уже не хочется, так как понимаешь, что это конец фильма. Я бы даже сказал, полный конец.

Doom

Ну и напоследок немного о спецэффектах и монстрах. Компания id Software, создавшая не только Doom, но и многие другие приличные игры, ставшие классикой своего жанра, всегда славилась выдумкой и находками в области дизайна персонажей. И в игре все эти чудища выглядели просто на пятёрку. Что сделали «гении компьютерной анимации» из команды создателей фильма, просто не поддаётся никакому трезвому пониманию. Может быть не хватило денег пригласить специалистов из id, может те не захотели участвовать в довольно мутной затее. Но то, что Вы слегка разглядите на экране, есть в самом лучшем случае жалкое подобие прекрасно прорисованных созданий ада из игры. По сути, Вы сможете увидеть только зомби, одного «вампира» и некое чудище с колёсами вместо ног. Всё. А где хотя бы летающие «огненные головы» и куча других, история умалчивает. Из спецэффектов только «ковчег» - устройство транспортировки с Земли на Марс. Кошмар! Но только не тот, который был нужен. То, что эта команда снимать кино не умеет, очевидно. Продюсеры не сочли нужным найти людей, которые бы взялись за проект от души. И решили просто «срубить бабки». Результат – налицо. Один только бег двадцати зомби по коридору можно было снять на порядок красивее и приличнее, но, похоже, не судьба. Максимум, на который тянет это изделие Голливуда, это подпись к названию, в скобках – по мотивам компьютерной игры.

Поиск по сайту