Голливуд всё-таки неисправим. Встречайте очередной римейк хоррор-классики, что ли. «Вторжению похитителей тел», впрочем, не привыкать. За 50 лет минувших с выпуска первой экранизации романа Джека Финни, картина «ремикшировалась» уже трижды, всё более удаляясь от антисоветского первоисточника, и раз от разу сокращаясь сперва до «Похитителей тел», а ныне и до лаконичного «Вторжения». Но суть, в общем-то, всё та же – предприимчивые марсиане задумали прибрать к рукам Землю, да так еще, чтобы никто не заметил. В новом тысячелетии захватчики действуют особенно изящно – прикрываясь личиной вирусной инфекции. В оригинале, напомним, население планеты предполагалось банально заменить инопланетными клонами.
Не смотря на весь скепсис относительно целесообразности очередного римейка, определённый интерес к проекту всё же имел место быть. Таки режиссёром картины выступал небезызвестный Оливер Хиршбигель, имеющий за плечами такие «не-для-среднего-ума» постановки как «Бункер» и «Эксперимент». Чёрт знает, как его с таким портфолио занесло в Голливуд, но сама Николь Кидман ради такого дела отмахнулась от съёмок в «Отважной», едва прочитав сценарий «Вторжения», а продюсеры выделили 70 миллионов на съёмки. Герр Хиршбигель таких денег в жизни не держал, и, будучи польщён оказанным доверием, превратил наивную историю о пришельцах в жуткую хронику ассимиляции планеты и человеческих душ. С преисполненной творческого удовлетворения улыбкой, Хиршбигель явил продюсерам фильм своей мечты, и отчалил в родные края. Проведя же серию тестовых показов, товарищи продюсеры схватились за головы. «Да что этот фашист тут наснимал? Как мы это продавать будем?» - взывали они к небу. Оттуда их услышали братья Вачовски, и за 10 миллионов согласились фильм переколпаковать. Продюсериат вздохнул с облегчением, а сами братья оказались всех хитрее – частично переписав сценарий и немного поиграв с монтажом, все свои обязательства они переложили на плечи мимо прогуливающегося Джеймса Мактига, режиссёра «V – Значит вендетта». Вот примерно так гротескная антиутопия и превратилась в средней руки зомби-муви.
Иссиня-зелёная палитра, дёрганая камера, рваная хронология повествования, и блюющие зомби как последний писк моды. Как бы ценного режиссёра Хиршбигеля удар не хватил от лицезрения «экшена» и «зрелищности», наспех имплантированных его детищу. Ладно, хоть с Николь Кидман всё обошлось: замыслив привнести в фильм автомобильную погоню, проклятый Мактиг чуть было не загубил редкий талант в автокатастрофе. А ведь не смотря на преклонный возраст, Кэрролл Бэннэт в исполнении миссис Кидман смотрится на редкость живо. Порою, достаточно антигуманные условия сценария и сами по себе, конечно, располагают. Но всё же, не валяются на дороге актрисы, дрессированные убедительно сыграть и панику в купе с необходимостью притворяться деревом, и нервный срыв в запущенной стадии депривации сна. Старательно же ассистировать Николь был выписан Дениэл ‘007’ Крэйг. Его объективные актёрские данные пока ещё под вопросом, но конкретно в этом фильме, им удалось создать едва ли не лучшую пару последних лет.
Кидман с Крэйгом конечно на все руки мастера, но «идейный» клубок фильма за нас распутывать не будут. А он после вышеописанных пертурбаций, запутался так, что сам Джек Финни ногу сломил бы. Недаром отдельные критики уже углядели во «Вторжении» и прямые извинения от германского народа за тот случай с Гитлером, и открытый протест в сторону мусульманской агрессии. Кто о чём, а вшивый о бане, конечно. Но профессиональные параноики наверняка оценят, как ловко марсиане решили двинуть в народ свои споры – под видом массовой вакцинации от свежей версии Гриппа. А это больная тема для исследователей Теории Заговора.
Если же закрыть глаза на ряд отвлекающих условностей, то есть шанс увидеть во «Вторжении» модель современного мира вполне пригодной свежести. Тут вам и сцена гибели сумасшедшей женщины на шоссе, весьма прозрачно намекающая на реальную степень безразличия в обществе; и самоубийство как пиковое проявление воли по-настоящему свободного человека; и притворяющиеся заражёнными люди, олицетворяющие фатальную необходимость соответствовать корпоративному стандарту. Эпизодическая критика самых соединённых штатов тоже, разумеется, тут как тут. «А как же теперь Ирак?» - вопрошает репортёр у политика, и здесь не зазорно поаплодировать лучшей шутке дня. Но стержневой диалог фильма, это всё-таки дискуссия Кэррол с Юрием Кагановичем на дипломатическом фуршете. Именно те выводы, что вынесет сообразительный зритель из сей двусмысленной беседы, и лягут в основу его представления о сути глобального конфликта и полярности действующих лиц. Не случайно главная героиня фильма – психиатр. Уж ей ли не знать, что сумасшедший никогда не признаёт свой диагноз. А так уж ли здоров наш сумасшедший мир, чтобы отказываться от великодушно предоставленного лечения?
И чем дальше в философские дебри, тем грустнее осознавать, во что эти умельцы превратили исходное полотно Хиршбигеля. Это уже не первый случай, когда смелый замысел художника спотыкается о бизнес-план продюсеров. Так было и с последним «Оменом», и недавним «Хэллоуином» Роба Зомби; да издавна уже практикуются такие инциденты. Но стоит заметить, что в данном случае человеческая жадность совершенно комичным образом укусила себя за хвост. Не смотря на все потуги к «облокбастериванию» проекта, «Вторжение» с треском провалилось в американском прокате, еле окупив одну восьмую часть затрат. Возможно, это даже послужит уроком.