Сайлент Хилл 

25 ноября
2013
Сайлент Хилл
Категория: Фильмы, Ужасы, Детектив
Ты куда меня завез?!
Когда Вы станете крутым продюсером от киноиндустрии и однажды захотите экранизировать культовую компьютерную игру, заранее приготовьтесь столкнуться с несколькими неизбежными в таком деле неприятностями.

Во-первых, чтобы уместить средние 20 с лишним часов геймплея, 15 узнаваемых монстров и 10 фирменных стволов в прокрустово ложе двухчасового фильма, не изведя и без того неимоверно раздутый бюджет только на половине всех спецэффектов, необходимо будет изрядно урезать первое, проредить популяцию вторых и провести утилизацию третьих. Во-вторых, то, что называлось в первоисточнике сценарием, придется всячески облагораживать и вообще подводить под кинематографический знаменатель. И, наконец, главная опасность - в режиссеры Вашего будущего шедевра будет проситься один довольно известный немецкоподданный, и боже Вас упаси принять подобное кадровое решение.

Умные дяди из TriStar Pictures, снимавшие свой "самый ожидаемый геймерский хоррор", как ни старались, не избежали досадной необходимости соблюдать указанные правила. И вот что у них из этого вышло.

Муж в дверь - баба в Тверь
Начинается кино, как и все прочие хорроры, с нудной обязаловки (т.е. с пролога). У относительно счастливой семейной пары подрастает приемная дочка. Полной идиллии мешает всего одна деталь - девочка эта оказывается больная на голову. Обычное, казалось бы, дело для бывших детдомовских, да только болезнь уж больно необычная: по ночам дочка то с обрыва сигануть норовит, то картинки страшные рисует, а главное - все время просится в какой-то Сайлент-Хилл - маленький заброшенный городок в Западной Верджинии, который и не на всех картах-то отмечен; он и раньше никому особо нужен не был, а после гигантского пожара, отгеноцидевшего тогда половину населения, про него и вовсе забыли. Понятное дело, что девочку лечить надо. Вот только взгляды на методы борьбы с недугом у папы с мамой радикально расходятся: папа советует поскорее сдать дочурку в дурдом, мама же предлагает свозить наконец ее в этот самый Сайлент-Хилл - авось, поможет. Что происходит в итоге - см. подзаголовок.

Итак, погрузив девочку с ее сомнамбулическими каракулями в джип, мама отправляется в дорогу и, едва доехав до пункта назначения, врезается непонятно во что. Очнулась - дочки нет, рисунков ее нет, живых людей на улице тоже нет. Есть только увязавшаяся следом полицайша на мотоцикле, старая полоумная тетка в костюме "государственная богадельня" да какая-то девочка с повадками G-Man’а из "Half-Life", имеющая поразительное внешнее сходство с пропавшей дочкой.

Сайлент Хилл

В дальнейшем выясняется, что помимо вездесущего тумана и последствий неосторожного обращения с торфяниками, в Сайлент-Хилле случается напасть покруче - систематические перебои с дневным освещением. В результате бесчинств местного Чубайса на городок сваливается непроглядная тьма - т.ч. без мощного прожектора ничего толком не разглядишь - а объективная реальность трансформируется в традиционные хоррор-декорации: все на свете разукрашивается кровью-ржавчиной, от стен остается одна арматура, монстры разнокалиберные тут и там слоняются... Единственное место, куда массовые отключения не дотягиваются - городская церковь, где схоронились последователи здешней религиозной секты, практикующие охоту на ведьм.

Сегодня ночью женщина в годах запуталась ногами в проводах
Стало интересно? Не дожидаясь окончания реценза, скажу: кино уже стоит того, чтобы его посмотреть - хотя бы ради местных визуальных эффектов. Монстры получились на редкость колоритными и, если можно так сказать, реалистичными. "Опять штампы", - скажут хардкорные геймеры, глядя на представленный здесь зоопарк из "адских детей", "кислотного плевуна", "жуков-людоедов" и "манекенов-мутантов". Согласен, господа хорошие, мы с вами представителей подобной фауны регулярно истребляем эшелонами, однако для кинематографа все эти образцы декоративно-хоррорного искусства пока что являются экзотикой.

Сайлент Хилл

Особой похвалы заслуживает великан со здоровенной цельнометаллической пирамидой на голове и не менее здоровенным мачете, смачно сдирающий кожу с попавшейся под руку тети (когда он выходит из-за поворота, геймеры аплодируют стоя), а также процесс свет-тьма-морфинга и финальная сцена массового смертоубийства - шедевры компьютерной анимации. Не отстают от дизайнеров и операторы.

Неукоснительно следуя основополагающей идеологии "Silent Hill" - "пугать неповторимой атмосферой всеобщего ужаса, и никаких прыжков из-за угла", камера порхает как боец спецназа в американском боевике, всегда выбирая наиболее удачные ракурсы и давая возможность получше разглядеть фриков, не низводя при этом фильм до уровня заурядного шоу уродцев. Добивает зрителя звукорежиссер: саундтрек и шумовые эффекты в сочетании с визуальной составляющей заставляют натурально вжиматься в кресло.

... больше в деревне никто не живет
А теперь, спев дифирамбы голливудским технарям-иллюзионистам, с чувством выполненного долга приступаем к оценке деятельности сценаристов.

Для начала, краткий курс разъяснительной работы для тех, кто не в теме. В оригинальном "Silent Hill" в городке обитал некий одиозный культ, куривший дурь в промышленных масштабах, юзавший для жертвоприношений христианских младенцев и поклонявшийся одному неимоверно древнеиндейскому демону, сидевшему в теле дочки ихней настоятельницы. И уже скоро случился бы всему человечеству жуткий армагеддец, да только не успела та девочка разродиться - окончательно съехавшая с катушек верховная жрица подпалила дом. Демон же переселился в приемную дочку какого-то малоизвестного писателя, у которой тут же начались описанные выше симптомы. На самом деле там все было гораздо более дико наворочено, и от наворотов этих уже сам по себе сюжет напоминал этакого монстра Франкенштейна, черт знает как собранного из криво подогнанных деталей, сверкающего алогизмами и вообще легким движением рвущегося по всем белым ниткам.

Таким образом, перед сценаристами стояла архисложнейшая задача: привести оригинальный сторилайн в вид, пригодный для портирования на большой экран, не зарубив при этом основы основ (как в случае с "Последней Фантазией"), дабы не спровоцировать праведного гнева целевой аудитории (т.е. геймеров-старообрядцев). Первоисточник, в итоге, покромсали изрядно. Под нож пошел демон, писателя заменили матерью-героиней, культистов переделали в ортодоксальных католиков, а вся история с "темными фазами" и двойняшками превратилась в пародию на "Звонок", укладывающуюся в фабулу "сектанты зверски замочили девочку - берегитесь, мстя будет страшна". Причем обставлены сии реваншистские настроения с таким гипертрофированным пафосом... Хуже - только "Звездные Войны".

Развязка же совершенно невнятна и недвусмысленно намекает на "вторую серию" (впрочем, здесь дело, скорее всего, не в сиквеле - просто "органчик" сработал). Нет, конечно, понятное дело, ужастики - это Вам не "Криминальное Чтиво", остроумные диалоги и лихо закрученные сюжетные ходы тут не ночевали по определению, а персонажи должны быть плоскими ходячими стереотипами. Только, очень вас прошу, господа сценаристы, ответьте мне, пожалуйста, на два вопроса: 1) нафиг надо было нашей маме заучивать наизусть план больницы, вместо того чтобы просто снять его со стены? 2) когда это среднестатистический американский "человек-свисток" успел разучиться считать патроны, оставшиеся в обойме табельного пистолета? Мне также до сих пор решительно не понятно, зачем в фильм вставили похождения отца семейства. Ибо повествования о том, как он вместе с таким же бесполезным сыщиком сходил на экскурсию в Сайлент-Хилл, выкрал какие-то старые бумаги из столичного архива, наведался в приют, откуда они с женой, собственно, взяли свою припадочную дочурку, ни фига там не выяснил и по настоятельной рекомендации детектива отправился восвояси, занимают довольно увесистый кусок экранного времени и при этом никак не влияют на развитие сюжета и не проясняют ни одной его детали. Складывается впечатление, что все это дописывалось "для галочки", чтобы как-то оправдать присутствие папаши. Но что тогда мешало сделать героиню матерью-одиночкой? Разве что непреодолимое желание растянуть фильм на два часа и освоить таки пятидесятимиллионный бюджет.

Сайлент Хилл

Вдобавок, сценаристы решились-таки перенести на экран кусочек оригинального геймплея в худшей его ипостаси (товарищи-геймеры с содроганием вспоминают тот квестообразный маразм, когда чтобы достать ключ от какой-нибудь калитки приходилось решать паззлы покруче, чем в фильме "Куб"). Особенно позабавила сцена в туалете, когда мама достает очередную "подсказку" изо рта переломленной пополам "жертвы североиндуистского фундаментализма" (а, судя по надписи на стене, пришил его, не иначе, Джулс Уинфилд).

Вышел ежик из тумана
В целом, как уже было сказано выше, при интерпретации в хоррор-систему координат фильм получается неплохой. Не "Зловещие Мертвецы", но и не BollShit. Смотреть ради чумовых спецэффектов, местного зоопарка, пирамидоголового великана и Рады Митчелл в наручниках.

Поиск по сайту