Ты куда меня завез?! Когда Вы станете крутым продюсером от киноиндустрии и однажды захотите экранизировать культовую компьютерную игру, заранее приготовьтесь столкнуться с несколькими неизбежными в таком деле неприятностями.
Во-первых, чтобы уместить средние 20 с лишним часов геймплея, 15 узнаваемых монстров и 10 фирменных стволов в прокрустово ложе двухчасового фильма, не изведя и без того неимоверно раздутый бюджет только на половине всех спецэффектов, необходимо будет изрядно урезать первое, проредить популяцию вторых и провести утилизацию третьих. Во-вторых, то, что называлось в первоисточнике сценарием, придется всячески облагораживать и вообще подводить под кинематографический знаменатель. И, наконец, главная опасность - в режиссеры Вашего будущего шедевра будет проситься один довольно известный немецкоподданный, и боже Вас упаси принять подобное кадровое решение.
Умные дяди из TriStar Pictures, снимавшие свой "самый ожидаемый геймерский хоррор", как ни старались, не избежали досадной необходимости соблюдать указанные правила. И вот что у них из этого вышло.
Муж в дверь - баба в Тверь Начинается кино, как и все прочие хорроры, с нудной обязаловки (т.е. с пролога). У относительно счастливой семейной пары подрастает приемная дочка. Полной идиллии мешает всего одна деталь - девочка эта оказывается больная на голову. Обычное, казалось бы, дело для бывших детдомовских, да только болезнь уж больно необычная: по ночам дочка то с обрыва сигануть норовит, то картинки страшные рисует, а главное - все время просится в какой-то Сайлент-Хилл - маленький заброшенный городок в Западной Верджинии, который и не на всех картах-то отмечен; он и раньше никому особо нужен не был, а после гигантского пожара, отгеноцидевшего тогда половину населения, про него и вовсе забыли. Понятное дело, что девочку лечить надо. Вот только взгляды на методы борьбы с недугом у папы с мамой радикально расходятся: папа советует поскорее сдать дочурку в дурдом, мама же предлагает свозить наконец ее в этот самый Сайлент-Хилл - авось, поможет. Что происходит в итоге - см. подзаголовок.
Итак, погрузив девочку с ее сомнамбулическими каракулями в джип, мама отправляется в дорогу и, едва доехав до пункта назначения, врезается непонятно во что. Очнулась - дочки нет, рисунков ее нет, живых людей на улице тоже нет. Есть только увязавшаяся следом полицайша на мотоцикле, старая полоумная тетка в костюме "государственная богадельня" да какая-то девочка с повадками G-Man’а из "Half-Life", имеющая поразительное внешнее сходство с пропавшей дочкой.
В дальнейшем выясняется, что помимо вездесущего тумана и последствий неосторожного обращения с торфяниками, в Сайлент-Хилле случается напасть покруче - систематические перебои с дневным освещением. В результате бесчинств местного Чубайса на городок сваливается непроглядная тьма - т.ч. без мощного прожектора ничего толком не разглядишь - а объективная реальность трансформируется в традиционные хоррор-декорации: все на свете разукрашивается кровью-ржавчиной, от стен остается одна арматура, монстры разнокалиберные тут и там слоняются... Единственное место, куда массовые отключения не дотягиваются - городская церковь, где схоронились последователи здешней религиозной секты, практикующие охоту на ведьм.
Сегодня ночью женщина в годах запуталась ногами в проводах Стало интересно? Не дожидаясь окончания реценза, скажу: кино уже стоит того, чтобы его посмотреть - хотя бы ради местных визуальных эффектов. Монстры получились на редкость колоритными и, если можно так сказать, реалистичными. "Опять штампы", - скажут хардкорные геймеры, глядя на представленный здесь зоопарк из "адских детей", "кислотного плевуна", "жуков-людоедов" и "манекенов-мутантов". Согласен, господа хорошие, мы с вами представителей подобной фауны регулярно истребляем эшелонами, однако для кинематографа все эти образцы декоративно-хоррорного искусства пока что являются экзотикой.
Особой похвалы заслуживает великан со здоровенной цельнометаллической пирамидой на голове и не менее здоровенным мачете, смачно сдирающий кожу с попавшейся под руку тети (когда он выходит из-за поворота, геймеры аплодируют стоя), а также процесс свет-тьма-морфинга и финальная сцена массового смертоубийства - шедевры компьютерной анимации. Не отстают от дизайнеров и операторы.
Неукоснительно следуя основополагающей идеологии "Silent Hill" - "пугать неповторимой атмосферой всеобщего ужаса, и никаких прыжков из-за угла", камера порхает как боец спецназа в американском боевике, всегда выбирая наиболее удачные ракурсы и давая возможность получше разглядеть фриков, не низводя при этом фильм до уровня заурядного шоу уродцев. Добивает зрителя звукорежиссер: саундтрек и шумовые эффекты в сочетании с визуальной составляющей заставляют натурально вжиматься в кресло.
... больше в деревне никто не живет А теперь, спев дифирамбы голливудским технарям-иллюзионистам, с чувством выполненного долга приступаем к оценке деятельности сценаристов.
Для начала, краткий курс разъяснительной работы для тех, кто не в теме. В оригинальном "Silent Hill" в городке обитал некий одиозный культ, куривший дурь в промышленных масштабах, юзавший для жертвоприношений христианских младенцев и поклонявшийся одному неимоверно древнеиндейскому демону, сидевшему в теле дочки ихней настоятельницы. И уже скоро случился бы всему человечеству жуткий армагеддец, да только не успела та девочка разродиться - окончательно съехавшая с катушек верховная жрица подпалила дом. Демон же переселился в приемную дочку какого-то малоизвестного писателя, у которой тут же начались описанные выше симптомы. На самом деле там все было гораздо более дико наворочено, и от наворотов этих уже сам по себе сюжет напоминал этакого монстра Франкенштейна, черт знает как собранного из криво подогнанных деталей, сверкающего алогизмами и вообще легким движением рвущегося по всем белым ниткам.
Таким образом, перед сценаристами стояла архисложнейшая задача: привести оригинальный сторилайн в вид, пригодный для портирования на большой экран, не зарубив при этом основы основ (как в случае с "Последней Фантазией"), дабы не спровоцировать праведного гнева целевой аудитории (т.е. геймеров-старообрядцев). Первоисточник, в итоге, покромсали изрядно. Под нож пошел демон, писателя заменили матерью-героиней, культистов переделали в ортодоксальных католиков, а вся история с "темными фазами" и двойняшками превратилась в пародию на "Звонок", укладывающуюся в фабулу "сектанты зверски замочили девочку - берегитесь, мстя будет страшна". Причем обставлены сии реваншистские настроения с таким гипертрофированным пафосом... Хуже - только "Звездные Войны".
Развязка же совершенно невнятна и недвусмысленно намекает на "вторую серию" (впрочем, здесь дело, скорее всего, не в сиквеле - просто "органчик" сработал). Нет, конечно, понятное дело, ужастики - это Вам не "Криминальное Чтиво", остроумные диалоги и лихо закрученные сюжетные ходы тут не ночевали по определению, а персонажи должны быть плоскими ходячими стереотипами. Только, очень вас прошу, господа сценаристы, ответьте мне, пожалуйста, на два вопроса: 1) нафиг надо было нашей маме заучивать наизусть план больницы, вместо того чтобы просто снять его со стены? 2) когда это среднестатистический американский "человек-свисток" успел разучиться считать патроны, оставшиеся в обойме табельного пистолета? Мне также до сих пор решительно не понятно, зачем в фильм вставили похождения отца семейства. Ибо повествования о том, как он вместе с таким же бесполезным сыщиком сходил на экскурсию в Сайлент-Хилл, выкрал какие-то старые бумаги из столичного архива, наведался в приют, откуда они с женой, собственно, взяли свою припадочную дочурку, ни фига там не выяснил и по настоятельной рекомендации детектива отправился восвояси, занимают довольно увесистый кусок экранного времени и при этом никак не влияют на развитие сюжета и не проясняют ни одной его детали. Складывается впечатление, что все это дописывалось "для галочки", чтобы как-то оправдать присутствие папаши. Но что тогда мешало сделать героиню матерью-одиночкой? Разве что непреодолимое желание растянуть фильм на два часа и освоить таки пятидесятимиллионный бюджет.
Вдобавок, сценаристы решились-таки перенести на экран кусочек оригинального геймплея в худшей его ипостаси (товарищи-геймеры с содроганием вспоминают тот квестообразный маразм, когда чтобы достать ключ от какой-нибудь калитки приходилось решать паззлы покруче, чем в фильме "Куб"). Особенно позабавила сцена в туалете, когда мама достает очередную "подсказку" изо рта переломленной пополам "жертвы североиндуистского фундаментализма" (а, судя по надписи на стене, пришил его, не иначе, Джулс Уинфилд).
Вышел ежик из туманаВ целом, как уже было сказано выше, при интерпретации в хоррор-систему координат фильм получается неплохой. Не "Зловещие Мертвецы", но и не BollShit. Смотреть ради чумовых спецэффектов, местного зоопарка, пирамидоголового великана и Рады Митчелл в наручниках.