Жизнь прекрасна. Прекрасна в своем чуде рождения, первом крике ребёнка, прекрасна во взрослении, прекрасны первый танец и первый поцелуй, прекрасны смелые и безумные мечты и прекрасен тот опыт, который мы приобретаем с годами. Фильм с таким жизнеутверждающим названием не всегда заканчивается хэппи-эндом.
Всё начинается как добрая комедия о чудаковатом парне, однако со временем фильм приобретает мелодраматические черты, превращаясь в нечто иное и, тем не менее, не становясь от этого ничуть серьёзнее. Герой обзаводится семьёй - симпатичной женой и сыном.. А после того, как зритель успокаивается, Бениньи-актер, с помощью Бениньи-режиссера, выдает изумленному зрителю в полном смысле этого слова драму. Суровую драму о том, как отец и сын, попадают в концентрационный лагерь во время войны. И начинается странная игра: нельзя попадаться на глаза немцам, и зритель — тоже участник всего происходящего — следит, как бы эта игра не окончилась трагедией. В этой игре у каждого свой приз. Мальчику - танк, а отец получает возможность сохранить жизнь своему ребёнку. Зрителю же достаются эмоции.
Немного эксцентричного Роберто Бениньи не особо ценят любители фестивального кино. Его обвиняют в излишней упрощённости игре на чувствах.. Конечно, «Жизнь прекрасна» это совсем не самое тяжёлое и серьезное кино о войне и о детях, которые в ней оказались, но оно и не стремится таковым стать. «Жизнь прекрасна» это кино совсем о другом. Если поразмыслить, то оно и вовсе не о ребёнке, оказавшемся на войне. Фильм о том, как сделать так, чтобы жизнь другого стала для тебя прекрасной, даже если на самом деле дела обстоят настолько ужасно, что кажется, будто хуже просто и быть не может. Фильм о том, как должно улыбаться, перед тем как идешь на казнь. О том, что жизнь, вопреки всему, продолжается, хоть и без тебя. И о том, как прожить жизнь легко и уйти так же.
Несмотря на всю драматичность происходящего, невольно ловишь себя на том, что, глядя на живую мимику Бениньи, ты точно так же начинаешь улыбаться. Казалось бы — чему улыбаться? Конечно же Жизни. Которая все равно прекрасна. И эта грустноватая улыбка, когда, тебе кажется, что уголки рта приподнимают насильно и говорят: «Смейся, смейся, ибо всё будет хорошо!», на самом деле учит многому. Учит любить жизнь, какой бы унылой и беспросветной она не была. Так же учит ценить каждое мгновение этой жизни. Можно поспорить с создателями фильма о том, что все же не возникает, в конце концов, чувства некой лёгкости и победы жизни. Но финал этот столь закономерен, что что-то другого невозможно и представить. Вся картина построена на контрасте и прекрасного и страшного, весёлого и грустного, белого и чёрного — всё как в нашей обычной жизни.
Жизнь прекрасна, друг мой! Прекрасна каждое утро и каждый вечер. И каждый миг жизни уникален, и каждый поступок в ней важен. Любой простак может стать героем, а любой герой на самом деле в душе не более чем ребёнок. И кто-то должен расстаться с жизнью, чтобы дать другому возможность почувствовать, что жизнь действительно прекрасна, как бы чрезмерно пафосно это ни звучало.