В выходные посмотрел я экранизацию замечательного романа Стивена Кинга «Сердца в Атлантиде». Отношение крайне неоднозначное. Ведь, с одной стороны, если не знать про книгу и тем более ее не читать, смотрится вроде бы неплохо. Но после предварительного прочтения книги создается ощущение, что недосказанность картину безнадежно портит. Вот об этом давайте-ка и поговорим.
Сначала опишу ощущения человека, не знакомого с книгой. Фильм смотрится, как интересное повествование о встрече преследуемого ФБРовцами экстрасенса Тэда Бротигена с маленьким мальчиком Билли, который в свои юные годы уже вкусил и боль утраты после смерти отца, и хроническую душевную боль от невнимания матери, и физическую боль от нападок садистов-старшеклассников (она для него, наверное, на порядок легче)... Что может объединять этих столь разных людей: обладающего бесценным даром и сильного поэтому взрослого мужчину и юного затюканного мальчонку? На самом деле очень многое – ведь оба они по-своему изгои. Наших героев объединяет и то, что у каждого из них есть свой таинственный мир, в котором он живет (и о котором не догадываются другие люди). Но если у мальчика этот мир – иллюзорный, то у старика он реальный, познанный: это мир таинственных энергий и цепочек событий, не ощущаемых обычными людьми, это мир незримых добра и зла, мир политической Машины, где каждый отработавший свой срок винтик не имеет право на жизнь. И удивительно трогательно смотрится эта связь поколений: мудрость человека, живущего прошлым, передаваемая юному созданию, живущему будущим. Как бросаются в глаза по-отечески теплые любовь и внимание к мальчику в самой идее найма на работу «читальщика газет» и «искальщика объявлений о пропаже собак». Каким важным и полезным чувствует себя сам мальчик в жизни одинокого старика…
Но как всегда, Стивен Кинг целенаправленно рушит иллюзию тихой мирной жизни героев, он не оставляет шанса продлить хоть что-то из описанной выше хрупкой идиллии. Ведь всегда рядом есть кто-то сильный и жестокий, незримо присутствующий за кадром – это и подонки-клерки, насилующие мать мальчика, это и садист-старшеклассник, избивающий девочку Кэрол (первую любовь Билли), это и невидимая паутина ФБР, плетущая свои сети прямо к горлу Тэда, сминающая все на своем пути, это и ничтожные ко всему безразличные людишки, наводнившие типичный американский городок. И вот тут во всей красе из подтекста встает перед нами Машина. Те самые альфа и омега американской политической системы, «великой» американской морали. Именно она охотится на своих граждан как на бездомных шавок, именно ее представляют те самые «низкие люди», увозящие Бротигена в неизвестность. Именно этой системе поклоняется мама мальчика, которая «как каждый правильный американец» сдает Бротигена «властям» несмотря на прекрасное отношение последнего к ее забытому сыну. И горько осознавать, что как раз все те подонки, что сегодня избивают бейсбольной битой подружку Билли, завтра станут достойными винтиками этой системы. Грош цена, в принципе, и тому, что обидчики получили свою порцию тумаков от научившегося стоять за себя взрослеющего мальчика. Горько то, что простой росчерк пера судьбы навеки разлучает Билли и его первую любовь и рушит их миры. А особенно горько то, что они, взрослея, заражаются безразличием, и так никогда и не напишут друг другу, как не получат они весточки и от Тэда Бротигена. Выходит, что и они стали теми самыми серыми декорациями к Системе, противоречившей всем их детским идеалам и мечтам. Вот этим-то смачным маканием в дерьмо фильм, в общем-то и завершается. Женщины плачут… Мужчины закусывают губу… Типа, сильная вещь, без пяти минут «Зеленая миля». И на этом можно было бы шумно опустить занавес нашей статьи, но…
… тут слово берут те, кто читал книгу. А вот им-то как раз непонятно происходящее в фильме. Помнится, в одном старом анекдоте лиса подбегала к вороне, давала ей молча в морду, убегала с выпавшим сыром, а ворона, потирая распухшую морду, говорила «Ну ни фига себе басню сократили…». Вот именно эта фраза и посетила меня по мере просмотра фильма. Из книги оставлена только первая треть и скомканный «жмых» из финала. Режиссер, увы, не ставил себе целью проследить дальнейшую судьбу героев романа, поэтому ох как много сюжетных линий исчезло. Вот, например, Бротиген, вправлявший руку юной Кэрол, говорил про то, что у нее «сердце льва». В фильме это лишь пустой ободряющий звук, а в книге это настоящее предвидение будущего. Мира протеста, в котором были и Вьетнам, и Вудсток, и многое другое...
Из фильма вычеркнут целый мир студенческой жизни наших героев, который не уступает в сюжете и подтексте даже культовому «Над пропастью во ржи». Вычеркнута и дальнейшая встреча Билли с Кэрол (его первой любовью), и их существовавшая переписка. Вычеркнута незавидная судьба антигероя-садиста. Убрано даже объяснение самого названия, «Сердца в Атлантиде». Глядя на все эти сокращения, я не склонен считать, что это НЕ простая подгонка под формат односерийного фильма – ведь та же «Зеленая миля» ох какая длинная вышла. Просто в нашем случае режиссер хотел сместить акценты, привнеся в роман ту самую обреченность, о которой я писал ранее. И вместо веры в то, что кара подонкам придет (они сами разнесут себе свою никчемную голову, когда осознают свою ничтожность) мы получаем торжество подонков из полицейского государства. А кроме этого он еще и безжалостно отсек все, не вписывающееся в его картину, непонятое и за одно лишь это уже «лишнее».
Кстати, о государстве, о Машине, о низких людях... В книге-то говорится не о всесильном ФБР, не о государственной системе. Там речь идет о том, что есть множество миров, связанных в единое целое. Что есть в этих мирах силы добра и зла. И как раз представители этих самых сил по стечению обстоятельств встретились нам в романе. Знал ли юный Билли, что в облике доброго и кроткого Бротигена он видит великого Ломателя Луча (который смог бежать от ужасов срединного мира «Темной башни», где не одна тысяча детских судеб стала жертвой его, Бротигена, работы)? И понял ли режиссер, что те самые «низкие люди» с ярко-алыми глазами и странными изменяющимися «живыми» машинами служат не государству, а вселенскому злу из Темной Башни (они как раз отыскивают всех беглецов, а вместе с ними карают и всех познавших истину людей). Наверное, не понял. Поэтому оставил он без внимания и весточку, переданную Бротигеном для Билли. Ведь как он мог бы объяснить конверт с лепестками алых роз и бейсбольную биту, свалившиеся с неба в буквальном смысле этого слова?
Книга, конечно, объясняет все. И читать ее от этого только интереснее. Но, увы, экранизировать такое произведение чертовски сложно. Ведь к вечной теме Темной башни (которой Стивен Кинг посвятил не одно десятилетие и не один десяток романов) подступиться можно лишь приоткрыв основу сюжета. А ее, насколько я знаю, до сих пор еще экранизировать не начали. Но что-то подсказывает мне, что еще начнут. Если будет на то воля КА... ...Вот только жаль будет в этом случае «Сердца в Атлантиде», выпавшие из цепи событий Подведу итог: прекрасный фильм для тех, кто не читал книги. И, увы, большое разочарование для читавших.
Не можете посмотреть «Сердца в Атлантиде», потому что у вас медленный интернет, за который Вы, впрочем, платите достаточно большие деньги? Значит, пришло время перейти на
mts! На ваш огромное число разнообразных тарифов с гибкими настройками, которые удовлетворят желания и потребности любого клиента!