Убить некроманта (Ник Перумов "Конец игры") 

09 ноября
2013
Убить некроманта (Ник Перумов "Конец игры")
"Он подошел к своему концу и встретил его с улыбкой на устах"
(из школьного сочинения дочки друга - вместо эпиграфа)


Вначале вкратце расскажу об ощущении, которое произвела на меня вся серия в целом.

Вот представьте себе: в чаще леса лесорубы срубили огромное дерево. И пошли водку пить. А дерево бросили прямо так как есть - посреди чащи, без просеки, не обрубив веток (видать уже до этого хорошо приняли).
Приехал трелевщик, посмотрел на это безобразие, почесал репу (дерево нужно вытаскивать!), привязал, как мог, и потащил.

И вот оно лезет через чащобу, цепляет ветками другие деревья и кусты, выкорчевывает их и тянет за собой.
И к тому моменту как транспорт к более или менее чистому месту выбрался, обнаружилось, что он чуть не пол-леса с собой уволок, причем так, что уже и основного дерева не видно.

Так и у Николая Данилыча получилось.

Надергал из всех своих творений - будь здоров. И все это - отдельные сюжетные линии, среди которых уже и основной не найти.

Читать это очень сложно, забываешь, теряешься, даже бесит порой это нагромождение коллизий.
И получился вместо стройного сюжетного древа сюжетный куст, который, согласно военной терминологии является ничем иным, как совокупностью веток и сучьев, растущих из одного места.

Вот к этому замечательному месту и подводит читателя Перумов к "Концу Игры".

Наплодив горделиво переплетение корней, корневищ, корешков и прочего наносного растительного материала, автор поступает с данным узлом так, как должно. То есть, разрубает его нахрен. Размашисто и с оттягом.

Внимание! Дальше будут спойлеры! (Хотя, думаю, что те, кто хотел прочитать - давно уж прочитал, а те, кто не прочитал до сих пор, читать и не станет.)

Концовка почти не вызвала удивления. Награды всем розданы, Эвиал и Мельин спасены, Дальние и Брандей получили по сусалам, Неназываемый в очередной раз обломился, Спасителю банально настучали по харе.
Но хэппи-эндом не пахнет, да и не должно бы.

Те, кому суждено было почить в бозе - погибли.

Убить некроманта (Ник Перумов "Конец игры")

То, что Фесса автор похоронит - было ясно уже к "Одиночеству", он и так зажился на белом свете. Парень, без содрогания плюющий в богов, регулярно рамсующий с Инквизицией и сильнейшими магами миров, просто обязан был умереть. Логичнее, конечно, было бы увидеть его утонувшим в ответном божьем плевке сожженным на костре пришитым файерболом особо удачливого мага - выбрать по вкусу. Хотя лично мне больше понравился бы вариант - сожран по недосмотру собственновызваными зомбями. Поскольку, большей дурости, чем избрать для себя карьеру некроманта, маг Долины Кэр Лаэда сделать не мог.

Этлау, его вечный супротивник, также помер, отдав все (и свои, и заемные) силы на борьбу с общим врагом.
Император, стервец эдакий, пошел в посмертие на службу Ракоту. Что, несомненно, заслужено им, ибо все-таки преданно служил Мельину и Империи, которую сам же лично чуть не похерил.

Игнациус, старый козел... под занавес кинул подлянку всем! Чуть не уконтрапупил всех богов к вящей радости Неназываемого. Вот собака бешеная, надо ж столько лет месть лелеять. За что и рассчитался по полной.

Мегана и Анэто погибли, как подобает настоящим бойцам - не повергнув, но основательно задержав превосходящие силы противника до прихода основных сил.

Кицум (вопрос вопросов серии) в итоге оказался аватарой Демогоргона, чем поразил меня несказанно. Такой боевитый старичок (я грешил на Хрофта или Ракота) - и на тебе - аватара Духа Познания. Не только добро должно быть с кулаками, но и познание, оказывается!

Клара, как и положено боевому магу большой величины и столь же малого ума, в итоге повела себя подобающим дуре образом. Её команда погибла практически в полном составе. А глава отряда, наделавшая столько глупостей - выжила. В этом очень мало справедливости, но зато очень много правды жизни, как это ни печально.

Жаль, Сильвия соскочила, мало ее дед драл, ох мало... Но народу и без нее полегло - караул. Тем более, если отдельно вспомнить, сколько народу вовсе непричастного сгитнуло во время устроенной Перумовым под конец тряски миров. Однако, как ни крути - остальные варианты к моменту завершения книги, выглядели куда более кисло.

В общем, все умерли. И жили долго и счастливо (это прикол для тех, кто дочитает до эпилога).

А теперь серьезно.

Во всей этой истории нет положительных героев. Ну, тех самых, которые все в белом дартаньяны, размахивая шпагой направо - налево крушат мировое зло, выпрямляют кривду, славят правду и никогда не ошибаются.
Все они люди, (хотя не все хумансы), все совершают ошибки и глупости, которые дорого стоят тем, кто встал рядом. Но - они не размазывают соплей, не бьются в своих агонизирующих метаниях и не копаются в носу. Это - люди действия, не всегда обдуманного, часто - импульсивного и эмоционального, но - действия.
Потому и побеждают.

И победить можно только действием, кто бы там что ни говорил. При этом, действие это по большей части продиктовано самыми лучшими и благими намерениями (в понимании героев, естественно).

Убить некроманта (Ник Перумов "Конец игры")

Краткое отступление.
Я терпеть не могу цитаты и т.н. "крылатые фразы", вырванные из контекста, которые очень часто вставляют в свои сочинения разные мудраки, дабы подчеркнуть свою эрудированность. Ибо, без оговорок, они превращаются в сосредоточие рафинированной человеческой глупости.

Одна из самых ненавидимых мною фраз такова: "Благими намерениями дорога в ад вымощена". Ядреная, я бы сказал, даже матерая глупость вкупе с самой мерзкой подлостью заключена в этой фразе. Что, злыми намерениями вымощена дорога в рай? Или, все добро - оно изначально такое тупенькое и ненамеренное и получается случайно?

Нет уж, коллеги. Любое благое дело именно с них, с благих намерений и начинается. С приложением целенаправленного действия - получается доброе дело. А дорога в ад - она вымощена из вот таких вот "мудрых" кирпичиков-фраз, призванных оправдать пустопорожних бездельников и равнодушных мерзавцев. Историю такие не творят, они на ней наживаются зачастую, но это уже совсем иная ипостась бытия. Сейчас в некоторых кругах стало модным подменить победу на поживу. Считаю необходимым напомнить, что это - разные понятия. Перумову, к слову сказать, это также отлично известно.

Ладно, возвращаясь к серии, отмечу кратко основные плюсы и минусы.

Плюсы:
1. К несомненным плюсам лично я отношу практически полное отсутствие стихов и какой бы то ни было творческой интеллигенции в главных героях. Как парит пролистывать по несколько страниц пустопорожняковых "Элберетов" и "градов сияющих", кто б знал... Ну а отсутствие творчилл избавляет читателя от соплей, густо замешанных на шоколаде, "творческих поисков" и "душевных метаний" столь любимых отечественной культурой.

2. Эльфы показаны тем, чем и должны быть, исходя из своей вечнобессмертной и "перворожденной" сути - высокомерными равнодушными наглецами. Поступают они в конце тоже соответственно подло.

3. Батальные сцены - читаются великолепно, все ярко и зрелищно. Картинка в мозгу возникает полная и качественная.

4. Несмотря на объем - все достаточно логично, взаимоувязано и цельно. Особенно, если правильно читать (но об этом ниже).

5. Отсутствие "любовной линии" в чистом ее виде. Читайте, блин, женские романы, если надо про это. Герой любовью не живет, он ею "занимается" при случае. У него несколько другие интересы по жизни.

Минусы:
1. Главный, о котором уже было сказано - обилие сюжетных линий, "кустистость" повествования. В итоге, в довольно толстом томе, каждая линия делает всего по паре ходов, что раздражает неимоверно. Недостаток объясним - слишком уж глобальные силы описываются, слишком сложные партии играются, но от этого не легче.

2. Неровность изложения. Перумов временами "скачет": то долго и подробно расписывает быт какого-нибудь воинского подразделения, которое ГГ покинет через пару глав, а случается, действительно интересные моменты остаются без подробностей. Или просто комкается то, что в дальнейшем очень помогло бы расставить все точки над "i".

В основном - все, не люблю зацикливаться на мелочах. Как итог - добротная и грамотная глобально-батальная фэнтези-серия. К прочтению любителям жанра рекомендуется.

Ну и под занавес несколько советов, как правильно читать серию.

1. Бодрым любителям действия (типа меня) - шустро по диагонали читать всю серию, не зацикливаясь на непонятном, откладывая в памяти пару-тройку линий и удерживая в памяти основные моменты. Добраться до концовки, восхититься и перечитывать подряд, медленно, смакуя - основное-то в голове уже сидит, можно отвлечься на детали.

2. Вдумчивым и серьезным товарищам. Начать, прочитать две книги, проникнуться, начать третью, запутаться, полезть обратно, попытаться разобраться - запутаться еще больше. Плюнуть. Начать читать "Гибель Богов". Прочитать "Дочь Некроманта". Вздохнуть. Завести тетрадочку, в которой фиксировать основные линии и узловые сюжетные моменты. Я не шучу, у меня товарищ именно так и читал.

3. Любителям Толкиена. Открыть "Эльфийский Клинок", выматериться, запустить книгой в стенку, одеть кольчугу из шкуры с жопы дракона (с), пойти бить морду любителям Перумова, никого не найти, прийти домой, не снимая кольчуги сесть перечитывать любимого Профессора.

4. Упертым христианам. Предать анафеме и сжечь публично, даже не открывая (об этом я еще скажу).

5. Малолетним экспертам. Увидеть много книг Перумова в книжном магазине, прийти домой, написать на любимом форуме: "Перумоффа ниасилил многабукф, чувак исписался!"

Вроде никого не забыл. Если что - поправите.

Напоследок дам немного "критики на критику", ибо народ на "Фензине" просто разбушевался.
Перво-наперво, естественно, вылезли мега-эксперты из числа жадных детишек, столь любимых ст. о/у Гоблином. Основное откровение, которое они несли в массы, заключалось в следующем: "Перумов намеренно затягивает серию, чтобы срубить побольше бабла!". Мои ж вы любители в чужой карман нос засунуть. Осторожней, можно промахнуться и попасть носом в не столь приятное место.
Я, как говорится, с Перумовым водки не пил, и мотивы им двигавшие, стопудово мне неведомы. Однако читать умею, научили. И то, что автор уже с "Войны мага" начал комкать повествование, галопом гнать его к "гордиевому узлу", было для меня очевидно. Это видно во всем - и по языку, и по стилю изложения. Скорость выхода книг серии также подтверждает это наблюдение.

Мощно выступил хор под названием "Перумов исписался!".
Вот в начале он... а потом у него ... фуфло - основной мотив выступления. Ответ см. выше. На всех, блин, не угодить.

Офигенным фонтаном красноречия порадовали защитники Матери нашей Церкви. Видать, углядели в Спасителе Единого Бога христиан, невзирая на то, что в цикле полным-полно других богов на все вкусы, хоть Пантеон открывай. Причем аргумент был свежим: Перумов де еврей и потому нашего Бога обсирает.
Все правильно, за третье нарушение ПДД в паспорт пишется национальность "еврей".
Других виноватых, по традиции, нет. Хоть бы одна [censored] поинтересовалась бы, что за фамилия Перумов и откуда она взялась. Эксперты, твою...

Жидкой струйкой сикнули толкиенутые - ну, с этими давно все ясно, они мне еще по ФИДО надоели, даже тогда, когда я о Перумове и знать не знал. Мерзкий народец, навроде перумовских эльфов. Невдомек им, что кроме Толкиена с его детской графоманией есть и другие писатели.
Не лечится.

В общем, вот такое вот пристрастное и субъективное мнение. Но с претензией!
Некромант умер! И хвала Хедину.
Будем ждать иных героев.

Поиск по сайту